Поездка на Великую Китайскую Стену- Мутиануй.

Существует три наиболее известных участка Великой Стены близь Пекина; Бадалин, Мутиануй, Симатай.

Бадалин- самый близкий 60 км., самый посещаемый.

Мутиануй- 90 км., малопосещаемый.

Симатай- 130 км., самый дальний , малопосещаемый.

Мутиануй я посещал два года назад, поехали поздно, пробыли на Стене один час. Этот участок стены произвел очень сильное впечатление. Отсутствие людей, Стена проходит сквозь сосновый лес, почти, вертикальные участки с тяжелыми подъемами. Особенно сильное впечатление произвела заброшенная часть, на которой росли небольшие деревья и кустарник.

Помня все это, решил повторить поездку на Мутиануй. Основная идея возникла еще в

Питере, хотелось поснимать белок, которые в большом количестве водятся на лесистом участке Стены, к тому же, почти, не боятся людей. Возникло непреодолимое желание увидеть восход солнца над стеной, попивая кофе. Желание достойное, но ему не суждено было воплотится. На этот раз…

Начну сначала. В первое посещение я был не очень внимателен к деталям. Я помнил, что мы отправлялись с автовокзала на автобусе номер ? Не помню. Далее на маленьком автобусе, который мы наняли. Где автовокзал, тоже не знаю. Приехав из Ченде, я направился к Барабанной Башне, там находился офис тур.бюро, где два года назад нам оказали информационную поддержку на английском, там же я бесплатно набрал толстенных буклетов,- Хэбэй Тур с отличными фотографиями. Оказалось что офиса больше нет, есть маленький домик, где продают туры на рикшах по Бэйхаю. После, довольно, долгих разговоров на английском в настоящем времени, мне дали записку на китайском, и сказали, что мне надо сесть на 107 троллейбус, показать записку. Так я и сделал. В результате, я оказался на знакомом автовокзале. Сразу успокоился, еду правильно. Найдя зал отправления, показал записку контролерам, показали на автобус 913, шла посадка, объяснили, - билет в автобусе.

Сел у окна на одиночном сидении. Автобус, довольно, долго выбирался из Пекина, проезжая мимо строящихся к олимпиаде автострад на опорах. Коих построено великое множество. Особенно много в Шанхае. Строят их по- разному,- в Сингапуре отливают основания опор, промежуточные секции монтируют специальным краном. Китайцы возводят сплошные металлические леса и отливают промежуточные секции на месте. В микрофон в салоне прозвучал, довольно, грубый окрик. Ко мне подошла контролер, жестами показала, что бы я не высовывал локоть из окна. Я подумал, что, наверное, водитель имел происшествия,- на встречных курсах стукнулись лбами. Окна в транспорте открываются сдвигом стекла и опираться на раму удобно и приятно. За окном проплывала обыденная реальность, состоящая из посаженных плотными рядами тополей. От нее клонило в сон, к тому же давало знать не очень комфортно проведенная ночь. Спал я на газоне недалеко от Бэйхая. В таких случаях приходится вставать в 5 часов, что не привычно. А в этот раз мне не давала спать китайская парочка влюбленных, так как я расположился невдалеке от скамейки, о чем жалел до часа ночи. Китайская вумэн противным голосом отказывала настойчивым просьбам бойфрэнда, и так часа два, вероятно, боролась с рождаемостью(!?). Пробивало сквозь сон. Возник план, в следующий раз облить скамейку кока-колой или, гуманно, водой. Европейцу место для ночлега в Пекине найти сложно. Самое сложное, незаметно занять найденную позицию. Пригодилась ткань, которую я купил в Ченде. Со смехом вспоминаю морду китайца увидевшего, когда я встал по среди газона одетым и с бэком на спине. Он остановился, провожая меня взглядом. Проснулся я от толчка, дерганья за локоть. Приехали. Контролер жестами объяснял мне, что меня ждет машина. Не до конца проснувшись, вывалился из автобуса. Меня встретила молодая китаянка на легковушке, вроде, оппель, или фольцваген подержанный. « Хау мач?»,- начал я, в ответ на предложение садиться,- «50 юаней». Цена меня устраивала, время поджимало. По прошлой поездке последний рейс в 17.00. мы торговались. Уезжая обратно, нам объяснили, что автобуса не будет….

Помню случай, как мы с командой решили поехать от Бадалина на следующем, он оказался последним и к тому же не экспрессом. После посадки, в духе Царь Горы (мы тогда победили, из 7 наших, лишь один ехал стоя) он тащился вдоль автобана, останавливаясь, как в городе, через каждый километр. Китай, вообще, как огромный сплошной город! Когда смотришь с самолета возникает сравнение с бесконечной шахматной доской, где каждые 3 клетки заполнены полями а на четвертой деревня, которая их обрабатывает. Вспоминаю небольшой город Чженьчжоу. По нашим меркам областной центр, оказалось, что в нем проживает 6 миллионов. Представьте себе 250 Санкт-Петербургов(!?).

Машина ехала в гору по извилистой дороге минут 50 (мне казалось, что в предыдущий раз раз мы доехали минут за 20-25). Иллюзия. Наконец, въехали в горные массивы, мимо проплывают поселки из камней с черепичными крышами, склоны гор заросшие сплошными кустарниками.. Проехали автобусные паркинги, начались знакомые ряды ларьков. Расплатившись с женщиной водителем подумал, что 50 юаней для китайцев большие деньги. В Питере за 140 рублей, при такой же стоимости бензина как у нас, километров 30 в гору, это вряд -ли! Остался один на один с обезумевшими продавцами сувениров,- последний шанс, хоть что- то продать. Эти не самые приятные воспоминания сохранились еще с прошлой поездки. А, ведь, есть места, где на иностранца не обращают никакого внимания. В 40 км. от Шанхая городок Чати. Там проходил в мае 2006 турнир по УШУ. В историческом центе городка зашел в лавку антиквариата. Ни кто не стал предлагать купить. На меня, просто, не обратили внимания. Во многих магазинах ценники,- и ни с кем не надо торговаться.

Пробившись сквозь торгашей, подошел к входу на фуникулер, рассчитывая подняться на Стену и там пройти на заброшенный участок Стены. Послали вниз покупать билет. Пройдя еще раз сквозь толпу торгашей, подошел к кассе, закрыто…. НЕ очень надо! Так даже лучше. Зашел в туалет, достал полотенце, умылся, собрался с мыслями. Пошел быстро вниз по шоссе, что бы таксеры не достали с предложениями. Оставалось воплотить свой план, пройдя метров 400 как только скрылся из виду поселок свернул лесной массив, поднимаясь по склону вверх, удаляясь от дороги. Примерное направление определил по памяти с прошлой поездки. На склоне открытые участки, я в оранжевой футболке. Достал зеленую ткань, стал маскироваться. По моим сведениям по старым участкам Стены ходить нельзя,- есть соответствующие надписи на проходах. Любой запрет вам объяснят заботой о вашем здоровье, или борьбой с пожарами. К тому же, у меня есть устойчивая фобия, что все иностранцы под колпаком! Предполагая все это, решил, двигаться скрытно, замаскировавшись тканью, выбирая наиболее заросшие участки склонов.

Первые 150 метров подъема преодолел на одном дыхании. Выйдя на гребень понял, что направление неверное, от Стены меня отделяет специальный желоб для спуска на тележках с тормозом. В прошлой поездке мы спускались со Стены таким образом, ощущения великолепные, не смотря на запрет, я одной рукой снимал происходящее на видео. К тому же мы были последними посетителями. Наш паровозик из нескольких тележек растянулся на трассе, и отдельные участки проходили по одному на большой скорости. Необходимость тормоза я осознал не сразу, да и рука была занята видеокамерой . Запомнились какие то насекомые, которые сидели на желобе и на участке, на опорах над небольшими пропастями. Желоб 70 см шириной и, примерно, 30 глубиной. Тележка поднимается от днища желоба см. на10-15, ощущение, что можно невзначай, на повороте вылететь из желоба, а крыльев нет, кругом скалы. Колеса, просто, опираются на желоб.

Судя по звуку проезжающих по желобу тележек, что бы его миновать, надо спускаться в распадок и штурмовать следующий склон, который поднимается под очень острым углом и выше этого в три- четыре раза. Пришлось спускаться по осыпающимся склонам, хватаясь за стволы деревьев. Периодически попадались кусты акации с шипами, В шортах здесь сложно. Помогала ткань накинутая на руки. Еще проблема, - на склонах валяются кожура каких то плодов цвета ржавого железа с прошлого года, покрытая мелкими ломкими шипами. При быстром спуске по осыпи приходится тормозить съезжая на пятках. Мне, в отверстие в летних ботинках, попала такая кожура и 10 или 12 шипов вонзилось в бок пятки и обломилось. Было похоже, как с морским ежём, только шипы поменьше. Попытался вынуть, не тут то было, шипы ломались, у меня не было с собой ничего острого (моя оплошность). Посетовав, надел обувь , надо идти дальше. Хорошо, что шипы вонзились вбок, можно терпеть при ходьбе. Солнце в горах заходит очень быстро. Потом двигаться будет невозможно. Наметил линию движения, единственно возможным было пройти по складке, где проходят осыпи. Спустившись к основанию складки, увидел, что к этому месту кто то делает дорогу из камней и бетона, и в этом месте сделаны террасы и, даже, что- то посажено, но уже на грани засыхания из- за отсутствия дождей.

Начал ощущать отсутствие легкости, подъем очень крутой, приходится отдыхать. Периодически приходится перелазить через кучи валежника. Далее путь проходит между скальными выступами, отдыхать приходится каждые 10-15 м. движения вверх, уже нет желания подбирать место где сесть. Нагрузка начинает зашкаливать, к тому же, на пот слетелось туча комаров. Они не очень кусаются, но клубятся вокруг, нагнетая, приходится отмахиваться тряпкой. В шортах и одежде с коротким рукавом было бы невозможно продираться сквозь кустарник . Пройдя две трети пути усталость достигла максимума, было ощущение, что бек набит кирпичами, нет сил его снимать при отдыхе. Одежда полностью промокла от пота. Хорошо, что у меня есть кусок ткани, я, буквально, падаю на него. Угол подъема постепенно уменьшается, пошли заросли деревьев, скоро Стена.

Солнце уже касается вершин, осталось 5-10 минут до захода, небольшая терраса, в окружении сосен располагаюсь созерцать закат, заодно отдохну. Усталость не дает насладиться в полной мере прекрасным зрелищем, восприятие скорее через сознание. В лучах заходящего солнца проявляется весь скрытый рельеф.

Голубые дымчатые контуры горных хребтов отличаются по плотности. Прекрасное зрелище! Зарисовываю на память, еще 5 минут, солнце скрылось. Что бы словить полный кайф, надо отдохнуть с часик. Мелькнула мысль, - не идти дальше, завалится здесь спать, забить на все. Поднимает долг перед собой, плетусь дальше. Мокрая одежда начинает холодить. Двигаюсь по склону среди сосен, наконец, вижу Стену, радости не. Еще метров 60 вверх. Пошел напрямую, продираясь сквозь кусты. Вот и Стена, скидываю свинцовый бек, постепенно осознаю проблему, Стена высоченная, без повреждений, - на нее не залезть! Пробую подняться, используя щели между каменными блоками. В них забиты осколки, не расшатать, инструмента нет. Опора недостаточная, легко можно свалится на камни внизу. Остро ощущается усталость. ПРОБЛЕМА!… Бэк тянет вниз, лезть без него,- лишится подстилки, воды и утреннего кофе. А, ведь, видел в магазине мотки веревки, они запечатались в сознание. Ругаю себя, -« идиот без мозгов, ведь, это очевидная ситуация». Что ДЕЛАТЬ? Снимаю ремень, отвязываю ремни от бека, связываю в одно целое метра 4, не больше, Стена метров 6-7. До каменного слива торчащего из стены, м 5. Подтаскиваю сухой ствол валежника, он слегка касается торчащего из стены слива, не опираясь на него стоит, практически, вертикально. Лезть по нему неудобно, и если тонкая сухая макушка отломится, можно соскользнуть по Стене вместе со стволом, результат…. Сравнил себя с саблезубой белкой из мультика ”ледниковый период- 2 ” Полегчало! Стремительно темнеет! Карабкаться по Стене рискованно, не оправдано! Решил двигаться вдоль Стены, продираясь сквозь заросли кустарника. Так и сделал.

Пройдя метров 70, оглянулся, прислонившись к Стене, зона видимости увеличилась. Проходя вдоль Стены, я поднялся выше. В 100-130 метрах увидел, что отсутствуют зубцы на верху Стены. Это обваливщийся участок Стены, там без проблем можно подняться!? Наконец, я на Стене! Стена заросла кустарником и деревьями, ступени заросли мхом. Вдоль зубцов проходит узкая тропа, петляя от одного края к другому. Двигаюсь к башне. Башня имеет разрушения. Далее, Стена спускается вниз. Далее, резко поднимаясь вверх, на вершине установлена башня. Ее я наметил для ночлега. Сумерки сгустились, приходится всматриваться идя по тропе. Стена имеет по верху ширину 4-5 метра. В нижних участках дуги между башнями устроены выходы в сторону Китая. В середине Стены устроен проем шириной 3 метра, с краев остаются узкие проходы. Вдоль зубцов проем имеет наклонную часть до основания глубиной метров 6. Если в темноте низвергнутся вниз, костей не соберешь. Цель была поставлена замечательная, нехилый напряг повторился в полном объеме. Я вспомнил, как на Памире мы штурмовали с 30 -килограммовыми рюкзаками в лоб 300- метровый склон. Уменя есть фотография, где мы перевалили гребень и отдыхаем, не сняв рюкзаков, - у меня серое лицо от перегрузки. Молодежь тогда тошнило ночью. Вобщем, на последних подъемах я испытал что- то похожее. Отдыхал, не опускаясь на ступени, бек, не снимая опускал на зубцы Стены, приваливаясь спиной. Дойдя до верхнего бастиона, радости не испытал, выпил банку спрайта, которую предусмотрительно купил, чтобы в ней вскипятить воды для утреннего кофе. Зашел в темноту бастиона, в потолке проем, в темноте видно лишь контуры оконных и дверных проемов. Опасаясь наступить в дерьмо, столь привычное для таких мест у нас, ретировался на площадку перед входом. По тем же соображениям решил спать на этом месте. Постелил подстилку, достал из бека подушку набитую пенопластовой крошкой, расположился головой к обвалившемуся зубцу со стороны севера, оттуда периодически задувал прохладный ветерок. Завалился спать, подложив бек под голову.

Перегрузка мешала заснуть, к тому же, изредка, раздавался скрежет лап насекомых ползущих по подстилке, приходилось их сбрасывать. Это были здоровенные черные муравьи. Крупнее наших в 2-3 раза, 15-17 мм.. Их размер заставлял опасаться их укуса. Я впал в прерывистый сон, просыпаясь от крика ночных птиц, от камней которые впивались в ребра сквозь подстилку. Особенно мешали птицы, специфический пронзительный крик вызывающий тревогу, птиц было несколько. Крик то приближался, то удалялся, иногда, раздаваясь совсем рядом. К тому же, где- то вдалеке, было стрельбище, китайцы проводят ночные стрельбы из автоматов короткими очередями, залпами. Не понятно, то- ли готовят к ночным боям, то -ли солдат столько, что приходится стрелять в три смены. Скорее последнее. Так мы проживали в дальнем пригороде Пекина, недалеко от Ихэюань. Ночью в открытое окно доносились звуки с военного плаца, команды и топот. Проснулся, светает. Солнце незаметно взошло, совсем не так, как я представлял, - в стороне от Стены, без прикрас. К тому же, оно было в дымке, с закатом не сравнить. Тут выяснилось, что кофе не попить, так я потерял зажигалку, купленную заранее. В сочетании с невзрачным восходом это было неприятное известие. К тому же шипы в ноге ощущались все сильнее надо что- то предпринимать. От банки из под спрайта оторвал кусок алюминия и острым краем вытащил все шипы почувствовал облегчение. Одной проблемой меньше.

Попробовал добыть огонь; взял аккумулятор от телефона, надергал хлопковых нитей. Из экранирующей оболочки шнура usb надергал стальных нитей. Делал спираль, подключая к аккумулятору. Спирали перегорали, появлялся запах паленой ткани, не более. Варьировал длиной и количеством нитей, - без результата, только запах. Нагреваясь спираль быстро перегорала, не успевая поджечь хлопок. Видел по ТВ, как добывали огонь по первобытному трением. Нашел подходящий кусок сухого дерева, острым осколком камня пробуравил углубление, заточил палочку для вращения, изготовил из толстого прута и usb шнура лук, для защиты ладони взял пробку от бутылки с водой. Поджигать решил хлопковые нити. Начал вращать, конец палки потемнел, сильно нагревался, но огня получить не удалось, шнур не подходил для тетивы, он проскальзывал, и тянулась, к тому же от перегрузки он несколько раз порвался. Пришлось плюнуть на эту затею. При наличии куска прочной бечевки и ножа задача вполне выполнима! На завтрак начал есть изюм, запивая его водой. Вокруг по нагретым камням ползали в поисках чего - то черные муравьи . Я предположил, что ищут еду, выбрав самого большого поделился с ним изюминой. Исследовав изюмину, он побежал, как ни в чем не бывало дальше, продолжая исследовать каждый закуток. Вероятно, изюм незнакомая пища. Когда я поднимался по склону, встретил несколько абрикосовых деревьев с созревшими немногочисленными плодами. Все повреждены мухами отложившими личинки. Все это знакомо по Таджикистану. Попался небольшой куст тутовника с темными созревшими плодами. Муравьи не погибнут с голода.

Пошел исследовать бастион, изнутри лишь несколько обломков, пара пустых банок из под пива. За все время ни разу не встретил дерьма. Пройдя сквозь дверные проемы на противоположную сторону, с зубца стены залез на крышу бастиона, заросшую кустарником и травой в углу небольшое деревце. Поражает сохранность, лишь в том месте, где я залезал, обрушился один из зубцов ограждения крыши. Кто- то выдолбил один из кирпичей, сделав подъем легким. Тем же путем спустился. Прошел дальше, увидел проем наклонного спуска для выхода в основании стены. Наклонный спуск без ступеней, вымощен кирпичами. Выход,- это широкий проем с аркой из кирпича, по краю проема снаружи уступ. Проем закрывался щитом, деревянной перекладиной или двумя кусками вставляемыми в глубокие отверстия по краям проема в кладке на высоте одного метра. Так же решены проемы входов бастиона. В потолке прямоугольный проем, вероятно, на крышу поднимались по деревянной лестнице. Вынимая из телефона аккумулятор, сбросил установленное время. Было непонятно, когда проснулся и сколько времени прошло. Пока я добывал огонь, я видел движение канатной дороги. Я предположил, что время около 10-11 утра. Сколько займет спуск? Подъем занял более 3х часов. Когда ложился спать было 22 часа . Пора в Пекин. Собрав подстилку, сложив рюкзак , стал двигаться вниз по направлению к обвалившейся части Стены откуда я пришел.

По дороге внимательно рассматривая пропорции и конструкцию. Ступени в один, где в два- три кирпича, кирпич размеры 35-15-10, высота зубца от основания 14 кирпичей, проем для стрельбы 7, в основании каждые 5.5 кирпича не то амбразура, не то отверстие для слива воды, от середины толщины наклон вниз. Сливы выдолблены из камня с желобом по средине, из Стены выступают на 70 см . Выходы из Стены только в сторону Китая. Сама стена сложена из прямоугольных каменных блоков в 6 рядов, стесанных на конус, длинна блоков от 1.7до 0.7м Внутри заполнена обломками от обработки, и камнями. Все унифицировано, поставлено на поток, иначе не смогли бы построить. Зубцы, проемы над входами, ступени, мостовая сделаны из кирпича на известковом растворе. Спустившись в пролом, пошел по тропе, которая начиналась тут же. Идти вниз было значительно легче. До строящейся дороги дошел, добежал за 20 минут. По дороге ко мне привязался местный слепень. Летел за мной метров 30 по склону. Пришло дать бейсболкой ему по башке, только тогда отстал. Встретил растение с мешком для ловли насекомых. Не видел змей,- это хорошо. Пошел по недавно сделанной дороге дивясь трудолюбию китайцев, сколько труда, что бы сделать террасы, колоть камни прямоугольной формы и без раствора собирать стены, засыпая их грунтом, собирать камни выравнивать террасы. Спускаясь, видел шмеля, был похож на нашего, только задница черная и без ворсинок, как кожаная, вероятно, от жары. Я спускаюсь вниз, а навстречу в метре над дорогой с гудением пролетают жуки пожарники с красными крыльями с интервалом в 1-2 минуты, прямо, воздушный коридор, как у самолетов.

Видел двух белок. Одна спряталась в щель каменного ограждения, когда я подошел, ей было уже не скрыться, заглянул в щель. В темноте увидел силуэт морды с блестящим глазом, подумал что белка дура, трогать не стал. Вторая залезла на дерево.

Через 10 минут дорога привела в деревню. Небольшие одноэтажные домики из камня, покрытые черепицей. Навстречу телега запряженная двумя ослами, мужик с криком « ХА ХА ХА» заставил ослов втянуть груженую телегу на крутой подъем прямо в двор своего дома. Я поздоровался. Вскоре, дорога вышла на шоссе, пошел вниз на обочине указатель с названием, невдалеке одноэтажное здание с крестом. Заглянул внутрь, небольшой кабинет, гораздо больший зал ожидания с множеством мест для сидения. Спросил как доехать до Пекина, - не понимают. Подъехал местный на мини автобусе, поняв, что я в Пекин стал предлагать, договорились на 40 юаней до автобуса, который идет в Пекин. Его жена вышла, я сел на место рядом с водителем. Поехали довольно быстро по встречной, как принято здесь, С краю дороги на асфальте рассыпана на просушку пшеница, тут же полиэтиленовый шалаш, сложены мешки наполненные пшеницей. Распространенная практика,- районы, где есть туристические маршруты, выглядят гораздо приличней, вероятно, существует гос. программа. Въехали в городок, остановились у автобусной остановки 916. Спросил, -« сколько времени?» « 8.10». Пообщавшись с водителем, тот оказался веселым малым, подарил ему монету. Автобус отправился в 8.20. Народу мало, сел у окна, стоимость 6 юаней. Быстро доехали до Пекина. Больше часа пробивались на авто-вокзал. В это время утренний час пик. В 10.30 приехали на автовокзал. Поступило предложение за 30 юаней посетить участок стены Симатай на небольшом сельском автобусе. Запомнил на будущее. Надо ехать по делам.

Выводы: - одежда с длинным рукавом, не парадная, лучше камуфляж,

*    максимально легкий рюкзак,

*     воды 2 литра,

*     закрытая обувь,

*     не забывать зажигалку,

*     нож,

*     главное иметь голову!

*      Выйти заранее, не доезжая поселка с ларьками. В верх подниматься по тропе, через поселок лучше не ходить, что бы вас не спасали.

*     Не проходить в близи стратегических объектов, линий электро передачи, фуникулеров, и.т.п.

*     Не есть червивые, не мытые абрикосы. Желаю удачи,.